Сколько стоит нематериальная мотивация?

Теорий мотивации более 70.

Изучить все их, на мой взгляд нет ни смысла, ни времени у современного руководителя.

Есть реально работающие технологии. Есть только теории. Есть экспериментальные и инновационные теории. Каких только нет, одним словом.

Я постарался выбрать из всего многообразия некоторые из них. Эта статья не заменяет полноценного тренинга по мотивации персонала, это, так сказать, для общего развития и как говорится: «Хозяйке на заметку».

Начнем с самых простых и известных, но не теряющих свою актуальность по сей день теорий мотивации.

ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО МАСЛОУ

Классификация А. Маслоу основана на приоритетах, в соответствии с которыми, по его мнению, удовлетворяются потребности. Как вы понимаете, господин Маслоу жил давно и о актуальности его теории можно спорить и дополнять.
11130532_879779035417654_1101106017_n

Пирамида Совкоу — это, конечно, шутка. Хотя, что-то в этой шутке очень напоминает реальность.

Маслоу утверждает, что любой человек удовлетворяет свои потребности, начиная с первичных и поднимаясь вверх по иерархии. Это не означает, однако, что низшие потребности должны быть полностью удовлетворены прежде, чем станут важны другие потребности. Можно ради примера вспомнить великих художников, которые могли жить в бедности и нищете, но при этом продолжать писать картины.
С годами высшие потребности становятся более значимыми. Но это не правило, для некоторых людей потребности первых уровней остаются значимыми до конца жизни.

ПОТРЕБНОСТИ ВО ВЛАСТИ, УСПЕХЕ (ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ) И АФФИЛИАЦИИ (Д. МАККЛЕЛАНД)

Дэвид Макклеланд начал с исследования не того, как человек действует, а того, как он мыслит. Макклеланд выделяет три категории человеческих мотивов:

1) потребность в аффилиации (стремление к принадлежности);

2) потребность во власти;

3) потребность в успехе или достижении целей.

0_570f7_3a28c5d6_L
Макклеланд считал, что руководителю высшего уровня, для того чтобы быть сильным стратегом, формальным и не формальным лидером, особенно иметь высокую потребность во власти.

ТЕОРИЯ ОЖИДАНИЙ (ЭКСПЕКТАЦИЙ)

Многие ученые — бихевиоралисты объясняют производительность труда с помощью теории ожиданий, согласно которой именно ожидание достижения результата, выгод и результатов или вознаграждения активизирует поведение. Именно осознаваемое вознаграждение\выгода\ценность, связываемые с результатом каждого курса действий, придает поведению его определенную направленность (управляет поведением).

Следующая теория мотивации тоже заслуживает внимания.

В ее основе лежат три характеристики, которые, как правило входят в список критериев оценки персонала на фирме и могут стать ключами к мотивации или демотивации сотрудников.

Итак, давайте рассмотрим эти критерии:

1. Самооценка. Она, безусловно, важна, поскольку отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность происходящему. Оптимальна реальная высокая самооценка, уважение к себе при трезвой оценке своих возможностей и способностей. Заниженная самооценка приводит к “выученной беспомощности” — человек заранее опускает руки перед трудностями и проблемами, поскольку “все равно ни на что не способен”. Завышенная самооценка чревата чрезмерными претензиями на внимание к своей персоне и опрометчивым решениям.

Depositphotos_11605425_original-700x629


2. Уровень притязаний.
Высокий уровень притязаний указывает на то, что человек хочет много достичь в жизни, подняться по социальной или профессиональной лестнице, завоевать свое место под солнцем. Он готов для этого рисковать и браться за трудные задачи. Но реальных результатов он достигнет только в том случае, если ему есть на что опереться. В противном случае он может потерять все. Низкий уровень притязаний бывает у людей, предпочитающих синицу в руках. Как правило, для них важнее не потерять достигнутое, избежать неудачи.

3. Локус контроля. Это показатель ответственности человека. Люди с внешним локусом контроля ищут объяснение всего происходящего в стечении обстоятельств и поступках других людей. В крайних вариантах безответственны, всегда себя оправдывают и не стесняются сваливать вину за свои ошибки на окружающих. Внутренний локус контроля говорит об ответственности за свои поступки и способности делать выводы из собственных ошибок, иногда приводит к склонности к самообвинениям.

picture-15300-700x804

Конечно, не стоит думать, что это основополагающие теории мотивации обязательные к применению в каждой организации.

Знание и использования только этих теорий не являются залогом эффективной работы вашего персонала. Тем более эта статья не является заменой полноценного тренинга для руководителей и HR специалистов по нематериальной мотивации. Эта статья была создана для того, чтобы показать вам разные стороны такого «широкого» вопрос, как мотивация. Я надеюсь, что интерес к ней у вас не угаснет, а со своей стороны обещаю продолжать писать статьи на эту тему и знакомить вас с другими мотивационными инструментами и теориями мотивации.

Другие статьи про мотивацию >>>>>

Нематериальная мотивация сотрудников компании на этапе start up

Нематериальная мотивация или какие плюсы получает сотрудник?

Оставить комментарий